Сплав по реке АЙ by Ramus

0 Просмотры
Издатель
Река Ай уверенно занимает одно из первых мест среди самых красивых рек Урала. В данной статье пойдет речь об особенностях и достопримечательностях этой реки (а еще больше интересной и полезной информации ищите в книге «Река Ай»).

Своими живописными берегами Ай ничуть не уступает знаменитой реке Чусовой. Река интересна как многочисленными высокими скалами с пещерами, так и историческими достопримечательностями, окутанными интригующими легендами. На прибрежных скалах встречаются древние наскальные рисунки, а кладоискателям не дают покоя предания о пугачевских кладах и разбойничьих схронах. Как и на Чусовой, здесь каждую весну бежали вниз по течению барки железных караванов, а в наши дни красоты реки привлекают многочисленных туристов.

Туристы-сплавщики на реке Ай около Сикияз-Тамака

Особенности реки Ай
Река Ай начинается в Клюквенном болоте, расположенном между хребтами Аваляк и Уреньга. Высота истока над уровнем моря – 874 метра. Длина реки составляет 549 километров. Из них 271 километр она бежит по территории Челябинской области, а 278 – по Республике Башкортостан. От села Лаклы Ай течет почти параллельно другой известной южноуральской реке – Юрюзани. Впадает в реку Уфу.


Река условно делится на две части: горную (от истока до села Лаклы) и равнинную (от села Лаклы до устья). Покинув горы, Ай попадает на территорию Месягутовской лесостепи и Уфимского плато.

С башкирского языка слово «ай» переводится как «луна» (месяц). То есть Ай – «лунная река». В древности башкиры почитали это небесное светило. Кроме того, в некоторых тюркских языках слово «ай» получило переносное значение «красавица» («красивая, как луна»).

Саткинская пристань на реке Ай
Саткинская пристань. Фото 1895 г.
В 1754 году был основан Златоустовский завод, перегородивший реку Ай плотиной. Вскоре после Златоустовского, в 1758 году на реке Большой Сатке (притоке Ая) возник Саткинский завод, а в 1778 году был основан Кусинский завод. Свою продукцию Златоустовский, Кусинский и Саткинский заводы отправляли в центральную часть страны на барках по реке Ай. На реке действовали три заводские пристани. Были пристани и ниже по течению (Исмаиловская и Метелинская). С них отправляли хлеб и сельскохозяйственную продукцию.

Как и на Чусовой, на Ае были свои камни-бойцы. Порой барки налетали на прибрежные скалы и разбивались. Самыми опасными бойцами считались Аргус и Разбойник. После пуска в 1890 году Самаро-Златоустовской железной дороги металл с заводов стали отправлять железнодорожным транспортом.

Если про железные караваны на Чусовой кто только не писал, то про айские караваны источников куда меньше. Некоторые, самые интересные из них приведены в книге «Река Ай».
Категория
Сплав по реке
Комментариев нет.